Налоговые органы вправе контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом РФ обязанностей, а также получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.
Право налоговых органов получать необходимую информацию для проведения контроля определено Налоговым кодексом РФ, Законом о валютном регулировании и валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации.
Определены следующие обязанности банков:
1. Исполнение поручений на перечисление налогов и сборов. Статья 60 НК РФ определяет обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов. Поручение налогоплательщика или налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если не предусмотрено иное. При этом плата за обслуживание по указанным операциям банком не взимается.
При невозможности исполнить поручение налогоплательщика или налогового органа в установленный срок в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа – в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).
Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.
Нарушение банком срока исполнения поручения согласно ст. 133 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2 % за каждый календарный день просрочки.
2. Представление в налоговый орган копий поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленных на бумажном носителе. Банк должен предъявить копию платежного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
3. Сообщение об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков. Статья 86 НК РФ устанавливает обязанность банков сообщать об открытии или о закрытии счетов клиентов, об изменении реквизитов счета организации на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
4. Выдача налоговым органам справки о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций. Справки должны быть выданы в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах, а также выписки в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций. Информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации.
5. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках в соответствии с решением налогового органа. Порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках определен ст. 76 НК РФ.
Приостановление операций по банковскому счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме определенных случаев. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством приоритетна по отношению к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по уплате налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.
В первую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.
Во вторую очередь – списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
В третью очередь – списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
Кроме того, банки вправе списывать с заблокированного счета налогоплательщика страховые взносы и штрафные санкции по ним.
Минфин России в своих письмах от 20.07.09 № 03-02-07/1-371, 08.07.09 № 03-02-07/1-350 разъяснил, что в случае приостановления операций по счету налогоплательщика банк не вправе осуществлять расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы, за исключением платежей, на которые не распространяется приостановление операций по счету налогоплательщика в банке.
Приостанавливаться будут не все операции по счету, а только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа. Если сумма на счете превышает сумму задолженности, то этот “остаток” налогоплательщик может использовать по своему усмотрению. Если денежных средств на банковском счете организации недостаточно для исполнения решения о взыскании, то счет блокируется полностью (письмо Минфина России от 09.07.08 № 03-02-07/1-268).
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Дата начала приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке определяется датой получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций (письмо Минфина России от 21.09.09 № 03-02-07/1-434).
Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.
В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.
При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
6. Информирование налоговой инспекции о нарушениях, выявленных банками, в ходе проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью организаций.
Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за соблюдением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.
Если в ходе проверки представители банка обнаружили факты нарушения компанией порядка ведения кассовых операций или правил работы с денежной наличностью, то банк обязан проинформировать налоговые органы о выявленных нарушениях. Для этого он направляет в налоговый орган по месту учета данной организации экземпляр справки о результатах проверки соблюдения организацией порядка работы с денежной наличностью.
На основании полученного документа налоговый орган рассматривает обстоятельства дела и при необходимости составляет протокол об административном правонарушении (правонарушениях), а также определяет меры административной ответственности.
Организация, нарушившая порядок работы с денежной наличностью или порядок ведения кассовых операций, и ее должностные лица привлекаются к административной ответственности. На организацию налагается административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., на ее должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.